Как нужно работать с наемным специалистом, чтобы в итоге не было мучительно больно

Время от времени я сталкиваюсь с ситуацией, когда задачу ставит один человек (сотрудник), а принимает другой (его руководитель). Так вот, если вы являетесь экспертом, который работает не для того, чтобы выполнить пожелания клиента, а для того, чтобы обеспечить результат, то нужно ставить ультиматум: «Я работаю только с первым лицом». Либо рассчитывать, что, назначив ответственного сотрудника, руководитель поймет, о чем написано ниже по тексту, и сделает правильные выводы.

Допустим, я заказал строительство дома, обратился к специалисту…

Момент 1. Я плачу за результат или за выполнение инструкций?

Если я нанимаю специалиста, то должен сразу определить — я хочу, чтобы он отвечал за результат или за процесс? Если за результат, то мое слово рекомендательное, а у него решающее. Если я хочу оставить за собой право принятия всех решений, то эксперт не может нести ответственность за то, что в итоге получится.

Получается, что если мне нужен результат, то я должен сначала подобрать специалиста, в чьей компетенции я не сомневаюсь. Более того, я должен убедиться, что он сфокусирован на деле, а не работает для «галочки». Если же я в этом не уверен, то нужно начинать не с оплаты строительство дома, а выяснять уровень компетентности исполнителя.

Момент 2. Что делать, если у меня появилось пожелание по проекту

Предположим, мне пришла в голову мысль в процессе строительства, что на втором этаже вместо ванны нужно установить джакузи.

    Как делают обычно? Звонят исполнителю и просят его это учесть.
    Как делать правильно? Нужно звонить исполнителю, сообщить о своем желании, и спросить его мнение по этому поводу. Потому что он — эксперт. Потому что я его нанял, как эксперта. Потому что он разбирается в данной области больше меня. Именно поэтому я ему и плачу.

В ответ на вашу просьбу он может сказать: «Да, это легко учесть»
А может и так: «Тогда придется перестроить перекрытия первого этажа, т.к. они могут не выдержать такой дополнительный вес. Все разобрать. Это увеличит срок и приведет к удвоению сметы».

Момент 3. Что делать, если желание у меня, но при этом с экспертом работает мой подчиненный

Как делают обычно: сообщают своему сотруднику о своем новом желании поставить джакузи, тот передает это желание исполнителю. Если эксперт сфокусирован на результате и он против, то он объясняет сотруднику, к чему это приведет. Однако руководитель этого обоснования не слышит, а сам сотрудник говорит: «Я понимаю, но руководитель хочет… А можно что-то придумать?». Придумать можно, но после этого начинается такая перестройка, что когда руководитель увидит последствия, то может сказать: «Если бы я знал, к чему это приведет, я бы от этого джакузи сразу отказался».

Можно возразить, что сотрудник сможет передать мнение эксперта руководителю. Отвечаю: не поможет. Во-первых, сотрудник никогда не донесет мысль также, как эксперт. Во-вторых, даже если донесет, то у руководителя тут же появятся возражения, на которые сотрудник уже не ответит. Он же не специалист. Итог — руководитель легко разбил аргументы, но не услышал ответные аргументы на возражения от самого эксперта. К тому моменту когда руководитель увидет к чему приводят его пожелания на практике, то, со словами «Вы сами об этом попросили», он уже получит двойной счет.

Выводы и рекомендации

Если вы руководитель и поручаете своему сотруднику создать текст или сайт, то тогда наделяйте его правом принятия решений (давайте полномочия) и сразу возлагайте ответственность за результат. Если вы не хотите давать ему это право, то снимайте с него и ответственность. Также вы снимаете ответственность за результат и с эксперта, потому что у него также нет полномочий для принятия решений. Все они превращаются в исполнителей, а вы будете за все это платить своим временем и деньгами.

Конечно, бывают случаи, когда руководитель в процессе работы понимает, что ошибся с оценкой способностей сотрудника. Тогда нужно снимать с сотрудника не только полномочия, но и ответственность. Не может быть ответственности без полномочий.

P.S. Очень давно, я спросил одного топового HR, с которым мне повезло работать, следующее:
— Тебе же не нравится эта картинка на сайте. Почему ты не попросишь ее заменить?
— Он ответил: «Лучше я пожертвую картинкой, но выиграю стратегически, чем буду подбирать цвета, но потеряю время и деньги. Я не хочу заниматься микроменеджментом. Для этого я нанимаю людей».